Переварил

Выпуск рассылки #24

В прошлую пятницу я пропустил рассылку. Кажется, никто не заметил, и это замечательно — значит никто не расстроился.

Про эту игрушку будет в конце

Было много дел, и я просто забыл. И в тот момент, когда сам себе сказал, что «забыл», автоматически включилась рационализация (как бы разумное объяснение) и наворотила такое:

  • Во-первых, один из читателей в форме связи сказал, мол, выпускай пореже, но более качественное. То есть на самом деле я последовал совету.
  • Во-вторых, жена говорит, что жизнь существует в мире, а не за компьютером или в голове, поэтому здорово, что мир отвлекает настолько, что становится некогда.

Замечательно работает наш мозг — придумал два аргумента, почему и так сойдет. Обожаю такое отстреливать в себе и других, чтобы искать настоящие причины.

Информационная псевдодебильность

Три главных вопроса мышления. И один приятный бонус. Андрей Курпатов

Любимый Курпатов выступает с лекцией лекции перед психологами. Простыми и сложными словами рассказывает о мышлении, особенно хороша секция с вопросами и ответами. Вот любимое (много):

Мы продукты социально-культурной среды. То, что сейчас, живет в наших головах, превратилось в вялое, невнятное, кривое, косое, без кристаллизации. Парадокс в том, что та среда, в которой мы живем, усложняется. Мы потребляем огромное количество информации. А почему-то мозг строит плоские конструкции. Но не почему-то, а именно в следствие.

Когда вы потребляете информацию, вы находитесь в состоянии распознавания образов. Вы распознаете образы в Фейсбуке и Инстаграме. Но мышление происходит, когда мы оперируем интеллектуальными объектами. Если мы постоянно находимся в процессе потребления информации, то мы закрываем канал сознания, чтобы он время от времени выносил на поверхность какие-то интеллектуальные объекты, видел их комбинации, опускал их вниз, поднимал их заново, и производил эту сложную работу. Мы используем сознание, чтобы проталкивать и комбинировать объекты, которые загружены в нашу дефолт-систему для решения соответствующих задач, чтобы у нас сложилось то, что мы хотим понять и осмыслить. А потребление не есть мышление. Если вы послушали лекцию и пошли на следующую, то вероятность того, что вы запомните что-то из первой, сильно снижается. Если не успеть поиграть с мыслями, не покрутить, то не возникнет нервных связей, все пройдет порожняком.

Мозг сам, без вас, думает и крутит, что загрузили. А если загрузили залпом, то в одно ухо вошло, а в другое вышло. Потребление информации и мышление — это два разных процесса.

Мы впадаем в информационную зависимость, когда не можем существовать без какого-то разговора. Если мы постоянно распознаем, распознаем, распознаем, то когда подумать-то? Думать некогда.

Мы зависимы от информации. И возникает вопрос психогигиены. Если какая-то информация вам не нужна к потреблению, то нужно от нее отказываться.

Под воздействием бесконечно падающей информации мы двигаемся как броуновские тела. Мы начинаем двигаться по ассоциитивному ряду. Мы сами себя ориентируем в информационном пространстве, двигаясь с одной глупости на другую. Мы очень зависимы от информационного контекста, в котором мы оказываемся.

Например, вы приходите в книжный магазин и выбираете книжки по красивости. Так можно, но потом чтение для вас превратится в безумие. С другой стороны, например, вы изучаете определенную тему, и вы подбираете информацию, связанную исключительно с этой темой. Так вы узнаете новые и новое, это по разному внутри головы поворачивается и обретает массу и дальше навигирует вас дальше, этот свой контекст.

Много контента, а можно сказать, что он интересный? Нет. Люди тратят много часов на прокручивание лент, а интересно ли было?

Возникает выхолащивание. Вы не вводите себя в состояние, когда вы начинаете коммуницировать со средой. Вы не превращаетесь в такого агента, который способен внешнюю среду настраивать на себя. Но если вы это делаете, тогда совсем по-другому переживается качество жизни. Вы не испытываете ощущение бессмысленности, усталости от жизни, дефицита чего-то в ней такого. Вы навигируетесь внутренней озадаченностью, которая приобрела тяжесть, потому что у вас сформировались в мозгу связи, шипики, увеличились межсиноптические щели, активировались когнитивные паттерны.

Когда у вас сформировался когнитивный паттерн, то небольшое влияние в среде вызывает включение этого паттерна целиком. Вы начинаете быть движимы своим внутренним содержанием. Иначе вы просто не можете отличить себя от других, потому что вы одинаково плоские.

Информация убивает в нас человеческое. Потому что человеческое в нас — это время. Когда мы разворачиваем время в себе, мы становимся людьми. А когда время в нас свернуто до «сейчас» и «ага», мы скверные.

Что думаете? Мне очень интересно наблюдать за тем, что и почему думается в голове. Открыл два момента.

Музыка в голове

Иногда начинает играть песня или строчка песни. Разные в течение дня. Я даже записывал их, потому что возникшие песни прямо в точку описывали настроение. Лучше, чем можно было подумать. Я их не звал, они сами приходили и вставали на проигрыватель в голове.

Звучит мрачновато. Но почему Курпатов-то созвучен? Мне кажется, потому что послушать себя важно, разделить с кем-то те же настроения важно, вырастить самоподдержку важно. Мне кажется, важно переваривать, а не делать вид, что все в порядке.

Тупая игрушка

И еще осознал на себе, как курпатовское переваривание работает. Я уже несколько недель часто играю в тупую и прилипчивую игрушку, чтобы переключиться. И внезапно из процесса игры рождаются несколько тезисов — и они опять про проекты и команды, о которых я думаю.

  • В игре есть чемпионат среди всех игроков, кто больше наберет звездочек. Кто набрал, тому дают монетки. Но если ты на 600-м уровне, а кто-то на 1-м, то набрать звездочки ему гораздо проще. Вы набираете одни и те же звездочки, но в разных условиях. Но в списке на первом месте тот парень, а не ты.
  • В игре есть командный чемпионат — команда должна набрать 500 звездочек, чтобы всем был приз. Ты можешь один набрать 200 звездочек, но 500 вряд ли не сможешь. Можно выбрать команду, которая активно играет, но такие команды обычно ставят порог входа — уровень не меньше определенного.
  • Набрав монеток в чемпионате игроков и в командном чемпионате, можно покупать жизни, чтобы проходить уровни снова и снова, чтобы продвигаться по игре, набирать звездочки и побеждать в чемпионатах. Успех порождает успех. Выиграл — монеточки — жизни — выиграл.
  • У команды можно попросить жизни. Команде можно отдать жизни.
  • Много раз казалось, что наконец настал уровень, который не пройти. Но с одной стороны, есть игроки на 1000-м уровне, а с другой стороны, дольше двух дней не один уровень еще не продержался. Надо пробовать и пробовать.
  • На сложных уровнях важно понять стратегию действий, а не просто тыкать кнопки наудачу, как можно делать на первых уровнях. Но понять стратегию действий можно просто тыкая кнопки наудачу.
  • Когда ситуация скверная, но ходы еще есть, надо сдаваться и пробовать заново, чтобы экономить время.
  • На монетки можно покупать и усиления, чтобы облегчать себе жизнь — кувалду, наковальню или боксерскую перчатку.

Закругляюсь

Курпатовская мысль о важности переваривания и о запуске последующего думания от любого воздействия находит еще подтверждение в памяти:

1) в цитате Воронежского (ниже), которая осталась в голове, спустя 12 лет

2) форма идеи про пример игры появились из случайно прочитанного поста в телеграме (ниже)

Масса собралась и прилипла, ну офигеть.

Воронежский

Посоветуйте, что почитать по дизайну. Советую. По дизайну (и не только!) всегда читайте «Капитанскую дочку». Приду — проверю.

Polina Was Online (ссылка)

Спешу поделиться с вами универсальной бизнес-философией, которую я почерпнула, играя в самолёте в Candy Crush.

  • Даже если у тебя осталось три хода и ты точно знаешь, что уже проиграл, стоит дойти до конца, потому что иногда в самых безнадежных ситуациях случайно происходит что-то такое, что приводит к выигрышу;
  • Если застрял на сложном уровне, можно вернуться к началу карты, пройти легкие уровни заново, собрать бонусы и попробовать опять;
  • Ничто не приносит столько разочарований, как попытки просчитать все на пять ходов вперёд;
  • Даже если у тебя полные рукава козырей, ты все равно рано или поздно облажаешься и все просрешь;
  • Как бы круто ты ни прошёл уровень, всегда найдётся Bizdik2005, который набрал на сто очков больше тебя.
  • В любой игре будет Барашек Рами, от которого зависят твои бонусы.

Понравился пост? Больше — в почте и телеграме

Веду мейл-рассылку, присылаю письма с идеями и эссе. Подписывайтесь →

Веду телеграм-канал об обучении детей и взрослых. Подписывайтесь →