Интервью с Дэвидом МакФадьеном, автором портала о русской музыке «Far from Moscow»

Трудно поверить, что вне России могут изучать нашу музыку с академической доскональностью

Трудно поверить, что где-то, кроме России могут изучать нашу музыку с академической доскональностью. Да и в России трудно представить, чтобы существовал хотя бы факультет «Современная российская музыка» или вроде этого.

В RMA есть факультеты «Менеджмент в музыкальной индустрии» и «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии». Есть спецкурс журфака МГУ и ресурс «Джем-сейшен». На «Теориях и практиках» бывают лекции про музыку, например, вот — «История блюза» 29 октября. DiG! устраивают лекции и кинопоказы. Когда-то были фильмы с обсуждениями в Джерри Рубина, я там впервые посмотрел «Забриски Поинт». «Афиша» рассказывает сейчас про все современное. На Финам Ф М есть «Историческая справедливость». На торрентах есть серия выпусков про создание классических рок-альбомов, там же бессчетное количество документальных фильмов про музыку. Всего полно — успевай внимать и запоминать.

Мне же не хватает источника с почти научной глубиной и системностью, мультимедийного учебника, если хотите. Вроде Карамзина, но для музыки. Дать бы такой прочесть подростку, чтобы избавить его от необходимости сопоставлять исторический ход событий, время, место, людей. Nirvana и Green Day были в одно время или нет? А Led Zeppelin застали Джимми Хендрикса? Подскажите, если есть такой. Для меня пока такой книгой стал «Музпросвет» Андрея Горохова.

Поэтому я решил поговорить с создателем ресурса «Far from Moscow» Дэвидом МакФадьеном. Его дело вызывает у меня глубочайшее уважение.

— «Far from Moscow» — ресурс, созданный для промотирования, каталогизации и описания новой музыки в России, Украине, Беларуси, а также в странах Балтии. Откуда вы узнаете об этой самой новой музыке?
— Я начал собирать русскую музыку еще тогда, когда был аспирантом. Я написал три книги о советской «эстраде», и когда я дошел до описания записей примерно 2000 года, очевидно, стало необходимо искать их в интернете. В то время пиратство стало совсем повсеместным. Нужный мне материал был цифровым, не на физических носителях, и он появлялся в интернете так быстро, что я начал тоже писать в интернете.

— На вашем ресурсе представлено более 800 коллективов. Какую музыку вы называете «новой»? Насколько большим может стать ваш каталог? Мне кажется, для Америки вся русскоязычная музыка будет новой, нет?
— Я надеюсь, к зиме 2011 сайт станет гораздо более мощным — так что насколько много будет групп — пока неизвестно. То, что сейчас на сайте — лишь маленькая часть моей коллекции. У меня около 600.000 mp3-файлов — записи за XX век и за последнее десятилетие.

— Как вам кажется выглядит «русская музыка» на западе? Есть ли такое понятие «русская музыка», какие-то ассоциации, клише?
— Здесь не знают ничего о русской, славянской музыке и музыке стран Балтии. Мне кажется, что существует пара основных клише. Люди думают, что ваша музыка — это возможно какой-то ужасный ретро-поп, может быть, коммерческая музыка на теме секса (например, «Тату»), или немыслимый индустриальный дрон, который записывают на опустевших заводах под Ижевском. Делать что-то вне стереотипов может быть сложным. Однако, все становится лучше. На прошлой неделе, например, BBC World Service попросили меня об интервью, так что интерес быстро растет.

— В чем вы видите разницу между тем, как русские группы используют интернет для продвижения, и как используют интернет западные группы?
— Русские группы больше всего используют сервисы вроде ЖЖ — низкотехнологичные текстовые аггрегаторы. Очевидно, также используются локальные сервисы вроде Вконтакте и Одноклассников, где вы никогда не найдете западные группы. Майспейс до сих пор довольно популярен, но, кажется, он потихоньку умирает, и все перемещаются на Фейсбук. Музыканты электронной и танцевальной музыки используют различные западные сервисы, которых великое множество.

— Какие интернет-ресурсы и технологии вы считаете ключевыми для музыкантов — русскоязычные и англоязычные. Куда нужно идти в первую очередь? Почему?
— Найти сервис или место, куда выложить музыку — не трудно, всем доступны одинаковые сервисы. Проблема в том, как сделать так, чтобы о вас узнали. В рунете существует огромная нехватка централизованных ресурсов. Представителей локальных сцен, которые хоть как-то проявляются, а не находятся в андеграунде очень мало, также мало и региональных ресурсов. Где найти новую музыку из определенного города или региона? В большинстве случаев, таких ресурсов нет.

— Как ресурсы вроде spotify.com, grooveshark.com, jamendo.com, last. fm могут помочь музыкантам? Или они не годятся для продвижения?
— Ответ такой же, как в предыдущем вопросе. Выложить музыку можно в большое число мест, но возможностей привлечь внимание публики, особенно локальной аудитории, после того, как ваш материал опубликован онлайн — таких возможностей мало. Вот над чем я работаю сейчас.

— Какие группы или проекты из каталога FFM по вашему мнению добились значительных результатов в интернет продвижении? Истории успеха приветствуются.
— Об этом можно будет рассказать после Нового года. Я создавал FFM как университетский ресурс, скоро он станет настоящим инструментом для промо.

— Каково ваше отношение к нелегальному контенту? Победят ли копирасты?
— Я уважаю авторское право. Если релиз коммерческий, я спрашиваю артистов, какие треки можно использовать. Много российской музыки публикуется по лицензии Creative Commons, так что копирайт — не проблема. И людям нужно помогать привлечь к себе внимание!

— Каковы ваши личные предпочтения в музыке, представленной на сайте FFM?
— Это секрет! Не хочу, чтобы сайт потерял объективность. Я работаю, чтобы помочь стольким людям, скольким возможно :))

Понравился пост? Больше — в почте и телеграме

Веду мейл-рассылку, присылаю письма с идеями и эссе. Подписывайтесь →

Веду телеграм-канал об обучении детей и взрослых. Подписывайтесь →