Великое Книжество

Начало

Недавно ушел из жизни друг нашей семьи и библиофил Эдик. Библиофилил Эдик настолько, что в огромной квартире сложно было передвигаться по корридорам из стопок книг, уходивших под потолок.

Брат Эдика, преподаватель, математик и, конечно, тоже библиофил, стал раздавать часть книг в хорошие руки. Видимо, мои руки оказались настолько хорошими, а теги, по которым я просил книги, настолько в яблочко педагогики-математики-физики, что наша домашняя библиотека пополнилась двумя чемоданами книг и выросла раза в два. Собираемся строить еще один стеллаж.

Такие события, то и это, что-то где-то как-то по кусочкам навели меня на то, чтобы поразмышлять, какое у меня отношение к книгам. Получился такой пост из рефлексии и баек.

Идея каталогизировать вот это вот все

Был и еще один повод осознать отношения с книгами. Много месяцев назад я озадачил помощницу Таню (привет!) составить список книг из списка списков книг. Я копил списки книг, откуда книги надо бы выписать и положить в табличку. Нечеловеческими усилиями такой список был сведен воедино. На него приятно поглазеть, но как я понял, практического применения от списка примерно никакого (Таня, извини!). Вот он → мегасписок на 1400 позиций.

Идея составить такой список пришла наверняка от Ивана Замесина с его могучей табличкой с книгами, тегами, статусами, пометками. Блин, я так не могу, не сдюжу и подохну. Вот они → книги, которые читает Иван Замесин

Технически, найти содержание для такой таблички лучших из великолепных книг из лучшайших списков было проще простого. Навскидку:

@elonmusk

Зачем список списков?

Чего я хотел добиться таким списком? Гипотезы:

  • увидеть такие книжки-бриллианты, которые обладают невероятной силой притяжения, которые не можешь не читать, которые одним своим существованием изменяют пространство-время так, что вдруг найдется время и на них
  • увидеть рационально посчитанный рейтинг книг в числах, чтобы отсортировать, не гадать с выбором, не решать, доверить выбор математике
  • сэкономить силы, и записать в кандидаты для выбора только «лучшее», чтобы вдруг не ошибиться. Ведь при лучшем раскладе прочтешь не более 30−40 книжек в год, ах как жалко читать шлак и разочароваться

Что я получил таким списком

Если честно, то вот какой профит:

  • потратил время на излишние размышления о выборе, как буриданов осел
  • получил чувство вины, как много замечательных книжек проходит мимо, а я осел
  • получил усиленную тревогу, что я никогда-никогда все это не прочитаю, потому что жизнь коротка, а я осел
  • получил ощущение, что список составляется так долго, что за это время появилось еще 100 500 новых крутых книг, а я опоздал прочитать предыдущие, фак! Потому что я кто? Осел.

О приобретении книг

Теперь на списки лучшего уже не так обильно выделяется слюна, удается сдерживать позывы заказать все и сразу. Но все равно, книги я покупаю всегда. Если начинаю экономить, то это заканчивается рецидивом в местном «Читай-городе» и заказами с Озона. Как можно рационально объяснить такой заскок?


Заметка по дружбе. Хорошо, что Сережа Капличный прикрыл проект «Многочитал» — посылки с книгами-сюрпризами. Это было слишком приятно. Сейчас Сергей Капличный делает «Развивейшн» — ежемесячный журнал о саморазвитии, продуктивной работе и нескучном отдыхе. Примеры материалов — «Хватит изводить себя ту-ду списком», рассказ о путешествии по Транссибу и рекомендации по современному искусству от американской учительницы. Подписаться →


Прочитаю ли я все, что купил? Нет. Может, покупаю для красоты интерьера, чтобы корешки смотрелись красиво на стеллаже? Нет. Может, есть какое-то чувство, что это ну как бы правильно? Может быть. А вот как это чувство попробовал рационализировать.

@ni404

Зачем книжки на полке?

  1. Книжки на полке — это такие билеты в разные города волшебной страны Великого Книжества.

Это приглашения отправиться в путешествие. Могу поехать на недельку в город «Ненасильственного общения», могу на месяц в город Владимира Леви, могу заглянуть на курорт «Пятидесяти пяти навыков высокоэффективных сверхлюдей». Это как бесконечно открытые визы. Вы можете поехать, а можете не ехать — приглашение остается в силе.

  1. Книжки на полке — это гравитация, которая чуть-чуть оттягивает от залипания в инстаграме и фейсбуке.

Время можно потратить на чтение книжки о буддизме или на чтение поста, как кто-то поковырял в носу. Открыть Твиттер, РСС-читалку или Керуака? Иногда срабатывает.

Вот, какие друзья меня ждут на электронной полке, какой уж тут твиттер:

  1. Книжки на полке — это вектора интересов, инструмент рефлексии, каким ты был и каким становишься.

Всего Курпатова раздарил, книжки про рок не покупаю, а под книжки по Питону, кажется, надо выделять уже отдельную полку.

  1. Книжки на полке — это инструмент серендипности, внезапных связей и озарений.

Летом перечитывал книжку «Кони, кони.». Когда фотографировал обложки книг домашней библиотеки и увидел, что тот же автор, Кормак Маккарти, написал «Дорогу» — книжку, которую купил по чьей-то рекомендации на прочитать-когда-нибудь. У книжки совершенно непривлекательная попсовая дурацкая обложка. Когда «Кони, кони.» смэтчились с «Дорогой», невозможно было не прочесть ее. Книжка оказалась фантастической.

Или так: Армен Петросян из «Стодневки» читал «Дон Кихота», ну и я увидел, взял на полочке и прочел. Безо всяких списков → инстаграм Армена.

  1. Книжки на полке — справочники

По «Правилам деловой переписки» составлял холодные письма, а по «шаблону эффективной речи» из «Исследования действием» экологично и без скандала уходил из проекта. Я физически помню, где это найти.

  1. Книжки на полке в доме → высокие результаты ребенка

Во «Фрикономике» пишут, что наличие в доме книг не является причиной высоких результатов школьников, но эти два фактора коррелируют между собой. То есть чтение книг не влияет на результаты, но само физическое присутствие книг в доме — влияет на результаты. Вероятно потому, что в доме создается обстановка, которая поощряет и вдохновляет детей на учебу.

  1. Книжки на полке — кусочки книжного мета-храма

Рекомендую складно построенное, красивое и глубокое видео об открытиях парня, который задался вопросами: как блин успеть прочитать все эти новые свежие книги и в каких самых классных местах эти книги продают. Может, цель чтения не читать как можно больше, когда вам осталось жить 55 книг? Может, книжки на полке, это не склад, а храм? Может, стоит посмотреть на книжные храмы по всему миру? → Youtube, 38 минут


Заметка по дружбе. Видео я нашел в Вастрик.Клубе. Это такое ламповое сообщество, где умные люди обсуждают все на свете: книжки, обучение, мемчики, деньги, горячие кнопки или как пропатчить KDE под квантовый компьютер. → Присоединяйтесь


Но с другой стороны — книжки в качестве только бумаги с чернилами вообще ничего не стоят! Поговорим еще про это.

@dramcgarry

Домашняя библиотека

Список лучшайшего не сработал. Более того, у меня не получилось составить список книг, которые уже были в доме. Я не смог, заленился и забил все их переписать. Сократив задачу, я отфоткал обложки и продолжаю фотографировать. Все читать я, конечно, не буду. Может быть, посоветуете, что именно не читать, чтобы было полегче? Смотрите в гугл-фото, камменты открыты → книжный прон.

Кроме регулярных покупок, книжки проникают в дом и более хитрыми способами:

  • подарки друзей и знакомых, как в случае с двумя чемоданами
  • артефакты с автографами со встреч с авторами
  • из краудфандинга, инди и подпольных изданих, иногда без ISBN — поддержка проектов приятных людей
  • уличная библиотека — шкаф в городском парке, где можно найти интересные древности
  • и просто книжки из прошлого, которые дороги как память

Читать их все я, конечно, не собираюсь.

Великое Книжество в виде фото обложек в гугл-фото

Потому что это Антибиблиотека

Про концепцию Антибиблиотеки я вспомнил от Энн-Лауры Лё Канф из Ness Labs из поста Building an antilibrary: the power of unread books. Пост переведен на русский.

Что такое Антибиблиотека? Это частная коллекция непрочитанных книг.

Непрочитанные книги могут быть так же полезны, как и прочитанные, если посмотреть на них в правильном свете. Антибиблиотека — это напоминание обо всем, чего мы не знаем.

Чем больше вы читаете, тем больше расширяется ваш кругозор, и тем больше непрочитанных книг будет добавлено в антибиблиотеку. Вы постепенно превращаете неизвестное неизведанное в известное.

Антибиблиотека, какой бы она ни была — от пары книг до нескольких тысяч, — создает смиренное отношение к знаниям. Она напоминает, что они конечны и несовершенны. Это осознание не несет в себе негатива. Оно способно пробудить в нас любопытство и заставить усомниться в своих взглядах.

Если хотите занырнуть в тему антибиблиотек и вам мало рассылок — есть симпатичная и ламповая рассылка Antilibraries Analects, лайк.

Мы еще не разобрались с тем, что же нужно читать, так теперь еще и надо разбираться с тем, что читать не нужно! Тяжеловато.

А что если считать, что непрочитанным книгам тоже тяжеловато. Ты думаешь, что они давят на твой стыд своим существованием, а что если подумать, как им одиноко, как им страшно, что может быть их так никогда и не прочитает. Листали ли вы книжки 70-х со слипшимися страницами, которые никто никогда не открывал?

Великое Книжество

Зачем авторы вообще пишут эти книги

Давайте, может, поищем, на кого можно спихнуть чувство вины за непрочитанные книги. Виноваты авторы! Пишут и пишут. И пишут, и пишут. Зачем они так с нами?

Сколько уже было написано-переписано. Сюжетов и жанров, как говорят, совсем немного: из грязи в князи, приключение, путешествие, комедия, трагедия, воскресение, победа.

Все! Как, как можно сгенерировать столько литературы, постов в блоги, рассылок и глубокомысленных подписей к фоткам в инстаграме на основе всего 7 сюжетов?

Погодите. Кажется, музыкальных нот тоже примерно 7, и вся музыка написана ими. Принимается, наверное, можно.

Конечно, курсы, как издать книжку авторам, уже есть — пример МИФа. Значит, авторов будет становиться только больше.

@lana_del_andray

Могу ошибаться, но кажется, что мотивация написания книг не в деньгах. Особенно если вы не Дарья Донцова. В твитер-треде Николай Белоусов собрал рассказы о маленьких авторах-книгоиздателях, и среди этой подборки историй финансового успеха почти нет.

А если не деньги, то, может быть, это слава? Или надо уже иметь славу и подписчиков, чтобы выпустить книжку? Надо ли иметь оригинальные мысли или опыт, чтобы выпустить книжку? Не понятно.

Как кажется мне, по опыту написания длинных текстов вроде этого, больше всего нематериального профита получает автор. При подготовке автору приходится разобраться, упорядочить и сформулировать предмет обсуждения. Обучение через написание и обсуждение — работающий прием.

А потом, когда подразобрался, можно и выступать как эксперт, и зафиксировать в книжке. Или сначала нужно написать книжку? Не понимаю.

Не понимаю так же, насколько важна оригинальность в книжках и есть ли ценность в компиляции чужих мыслей. Разумеется, ценность для кого-то еще, кроме автора.

@glebis

Краткие содержания и конспекты

Я уверен, что больше всего пользы от кратких содержаний и конспектов получают составители кратких содержаний и конспектов. Аналогично с писателями книг. Человек создает продукт (конспект) на основе другого продукта (книжки), отрезая неважное для себя, подсвечивая важное, подключая редактирование и долгосрочную память. Человек молодец и готовый конспект — побочный продукт процесса работы с материалом. Кто-то может такой конспект использовать, но это не обязательно. Дело сделано, автор конспекта прокачался. Автор конспекта даже сможет использовать теперь и знания самым качественным образом.

На некоторые бизнес-книги пишут комментарии в духе: «много воды, можно было все сказать на двух страницах. Я думаю иначе — если идея мощная, то автор старается преподнести ее в разных контекстах, разными словами, растянуть ее так, чтобы вы побыли с идеей 4 часа вместо 15 минут, чтобы за эти 4 часа мозг отрастил новые связи и идея проросла. Это невозможно при чтении короткой версии.

Книги с повышенной концентрацией мощности я читаю до первого перегруза и откладываю. Аналогично с красивой музыкой — залипаю на одном треке с альбома и не иду дальше. Или на первых 10 секундах. В кратком пересказе концентрация мощности недостижима — набор тезисов, пересказ фактов без начала и конца не будоражит.

-> Какая ключевая потребность? Скорее это страх упущенной выгоды (FOMO — fear of missing out). В чем тренд? Микрообучение. Кто и зачем читает и слушает конспекты? У SmartReading порядка 12 тыс. платящих клиентов и еще около 50 тыс. корпоративных клиентов. → Интервью с Михаилом Ивановым

-> Роялти от издательства сложно получать, это долго и не очень большие деньги. Поэтому важно, чтобы [автора] заметили, прочитали и сказали: вот, это толковый парень, давайте его пригласим поговорить. Заставить читать невозможно. Сейчас люди читают больше, чем когда-либо в истории. Но что они читают? «ВКонтакте», Facebook, Instagram. → Еще интервью с Михаилом Ивановым

Я предпочитаю прочитать одну книгу и применить знание, чем двадцать одну — и ничего не применить на практике (подсказка: сойдет как оправдание нечтению). С другой стороны, конспект дает понимание, надо ли туда идти. Краткие содержания я тоже люблю, особенно после прочтения полных версий, чтобы освежить.

Кстати, кто сказал, что для конспекта идеи надо записывать, а не зарисовывать или не напевать, или не натанцовывать. Взаимо—действовать можно как угодно, лишь бы это самое действие было. Вот делиться мощными идеями в виде книжек и правда удобно, а присваивать идеи можно и разговорами, и шутками, и мемами.

Diagrams, lists, formulae, archives, engineering drawings, files, equations, dictionaries, collections and soon, depending on the way they are put into focus, may explain almost everything or almost nothing — смотрите, еще одна книжка, которую читать я не буду: Visualisation and Cognition. pdf. Может, кто-нибудь кратенько расскажет, о чем там?

@Ajven

Величайшее из искусств

Нашел число, что сейчас выходит около 2 миллионов разных книг в год. Легко посчитать, что если на русском выходит пускай 1% от этого объема, одна книжка страниц 200, а читаю я страничку в минуту, то понадобится дофигалиард часов, чтобы освоить всю литературу 2020 года.

Oh wait, обычно так рассуждают про Ютьюб, мол, в минуту загружается 500 часов видео, когда это все смотреть?!

Давайте сверимся. Возникает ли такое ощущение: не сильно печалит, что вы не посмотрите все ролики на Ютьюбе, но становится стыдновато, что не прочитаете вот ту крутую книжку? Стыдитесь? Я да.

Давайте еще сверимся. Возникает ли такое ощущение: не сильно печалит, что вы не послушаете всю самую классную музыку на свете, но становится стыдновато, что не прочитаете вот ту крутую книжку? Стыдитесь? Я да.

Почему именно книги вызывают такое благоговение? Почему не музыка?

Всю музыку же тоже не переслушать. Все видео тоже не пересмотреть. Что может круче останавливать бомбы — песни или книги?

Вот какое отличие книжек от других видов искусства нащупал:

  1. Большинству людей было 20 или меньше лет, когда они впервые услышали музыку, которую решили слушать всю оставшуюся жизнь. Если в момент появления новой популярной музыки вам больше 35 лет, то с вероятностью более 95% вы ее слушать не станете. Окно закрылось. — цитата по Роберт Сапольски, Теории и практики.

Получается, что мы окей, с тем, что к 40 годам не слушаем новую музыку, и не возникает ощущение, что чего-то упускаем. С книжками такой привязки к героям юности не происходит, вероятно, из-за меньшего эмоционального заряда.

У каждой мысли есть топливо, и топливо это — эмоции. Мысли, цепляющие сознание и увлекающие его за собой, всегда связаны с чувствами, какими бы неуловимыми те ни были. Из всех мыслей, вовлеченных в это подсознательное соревнование, побеждает та, с которой связано самое сильное чувство. → книжка: Роберт Райт, Why Buddhism is True

  1. Книжки, как кино или музыка, тоже рисуют нам миражи, но кажется, что книжный мираж более персональный, так как нет примера картинки из кино или фотки артиста. Однако, умение воображать надо не растерять.

-> Роман — не кроссворд с единственно возможным набором правильных ответов. «Смысла» в [моей книге] не больше, чем в кляксах Роршаха, какими пользуются психологи. Его идея — это отклик, который он будит в читателе, а заданных заранее «верных» реакций, насколько я знаю, не бывает. → Говорит Джон Фаулз из текста Александра Ложечкина

-> Максим Ильяхов утверждает, что умение писать тексты переоценено, книги проигрывают в информационной насыщенности новым медиа. На что я имею сказать только одно: правильное чтение текста создает несравнимый по мощности с видосиками поток информации, мыслей и инсайтов → говорит Алекс Турханов.

-> Поменялась сенсорная модальность — дети уже не читают, а смотрят. Во время чтения вы должны воображать, то есть представлять все то, о чем читаете. А когда вы смотрите, воображение не нужно. Сигнал идет непосредственно в затылочную кору головного мозга, это другое восприятие. Дети уже ­принадлежат к новой коммуникативной культуре → Анна Варга для HBR Russia.

  1. Музыка и видео устроены так, что их очень просто переслушать, пересмотреть, получить свой дофамин. Кажется, что с книжками невозможно так легко в любой момент «заценить» прикольный момент. Может быть, поэтому возникает барьер заныривания в книжку, поэтому и кажется, что чтение благоговейно.

Я иногда перечитываю книжки и вам рекомендую. Музыку же мы переслушиваем? Любимые песни в голове крутим же? Хотя, есть мнение, что не будем и музыку переслушивать — будем слушать генеративную бесконечную музыку → говорит «Афиша».

Филиал Великого Книжества в кабинете в школе

Давай порациональнее

Экспертов о том, как читать книги и делать заметки в моем инфополе хватает. Экспертность утверждается, проверяется и обосновывается тем, что автор высказывается на эту тему (и правильно делает).

Я ничем не хуже. Скомпилировал пару правил от себя. Правила Великого Книжества:

  • Хочешь читать — читай, а не хочешь читать — не читай
  • Хочешь делать заметки — упарывайся, а не хочешь делать заметки — не делай
  • Хочешь — читай электронно, а не хочешь — читай бумажно

И так далее. Причина, чтобы выжать максимум пользы от чтения и получения информации, вообще лежит не в области чтения. Дело в озабоченности, реально. Озабоченность темой, недовольством в себе или ситуации, озабоченность интересом, к жизни в том числе.

Двойное отрицание высказывания в алгебре логики дает нам само высказывание. Что если думать не о том, что читать, а о том, что невозможно не читать?

Когда свербит, когда жажда, когда неудовлетворенность — тогда и книжка найдется. Когда я был в панике, чтобы быстро погрузиться в преподавание и педагогику, то ответ на панику был не в области чтения, мол, какую методичку почитать. Ответ был в разговорах со знающими людьми, которые заложили почву, на которую стало возможным накладывать книжки.

@nalgeon

Давай еще порациональнее

Последние пару месяцев моя озабоченность была связана с книгами. Я не мог не собирать все эти скриншоты и не спрашивать себя, а что я на самом деле думаю. Один из примеров на скриншоте — я пишу заметки по поводу статьи.

Чтение статьи стало поводом для размышления, а не копипастой, и это работает как магия. С автором статьи я заочно поспорил и сформулировал своими словами, что дает почву своим мыслям. Это работает — для автора в поле контента, а для читателя в поле возможностей, если проделать свою часть работы.

Статья «Вы много читаете, но ничего не знаете» на VC.

Успеха добивается не тот, кто без разбора зазубривает входящую информацию, а тот, кто знает, что читать и как использовать знания. Не будь зубрилкой. Успех не связан с тем, чтобы знать ответы на все вопросы.

Переносит ли чтение в другое место, в Великое Книжество, в новую страну, не оставляет ли на месте. Если есть движение, тогда все в порядке. Объем чтения — это скорость движения. Качество чтения — это машина, на которой едешь. Если дорога скользкая, то стоишь на месте. А если вид из окна приятный, то почему бы не постоять на месте.

-> Потребляя нечто, создайте из него что-то. Создавая нечто, сделайте его полезным. Такая фиксация прочитанного — хороший способ перейти на здоровую информационную пищу, избавиться не только от перекармливания, но и привычки перечитывать одно и то же → Александр Амзин, Бессистемные советы

-> Как-то так получается, что я предпочитаю «выдержанный» контент. Фильмы смотрю только самые-самые и лет через пять после выхода. Книги читаю под настроение. И прекрасно себя чувствую. Возможность спонтанно делать в свободное время то, что хочется прямо сейчас и получать от этого удовольствие для меня бесценна. Мне помогает относиться к списку не как к тому, что я жестко обязана сделать, а как к бесконечному списку крутых идей, которыми я займусь дальше в жизни, когда будет время и желание → закрытый пост в Вастрик. Клубе

Кому я точно не завидую, так это ученым. Как они это делают? Но ведь делают. Если хотите углубляться в работу с большими объемами — я бы пошел по этой тропинке.

-> Многие коллекции исторических источников настолько велики, что на их прочтение у исследователя ушла бы целая жизнь. И тогда на смену привычному приходит «дальнее чтение» — оно позволяет выявить маркеры, взаимосвязи и общие закономерности в больших объемах текстов → Как историки работают с большими данными

И последняя порция ссылок:

  • Что делать с чтением? 10 стратегий Алексея Иванова: воронки, фильтры, списки, неимпульсивные покупки, конспекты, дофаминовые ловушки, интеграция и пр. → пост в телеграме
  • Какие мантры помогают отвернуться от компа и сесть почитать книжку? → форум «Джедайских техник»
  • How To Take Smart Notes: 10 Principles to Revolutionize Your Note-Taking and Writing → Tiago Forte
@rroudt

Чтение впрок это форма прокрастинации

В чем проблема «пользы» книг? В том, что пропадают какие-то звенья для изменения поведения: получить информацию, осмыслить ее и применить. Выбрать, обработать, внедрить.

Мне нравятся пара тезисов, которые сформулировали в издательстве МИФ в презентации «зачем миру МИФ»:
— Мы работаем, чтобы оставить после себя «царапинку»
— Мы не про «почитать и покивать»

Царапаться об книжки и не кивать — звучит как годное действие.

@proxiper

Книги устарели и передают привет из прошлого

Тезис про устаревание книг я часто слышу в контексте устаревания учебников. Мол, пока напишут, утвердят, издадут — книжки уже будут неактуальны. С другой стороны, в том же педагогическом сообществе опираются на труды Макаренко или Корчака, которые вышли, когда мы еще не родились. А как хайпит стоицизм, который изобрели тысячу лет назад!

Мне кажется, что качественные источники лежат вне времени, потому что они питают знание, которое разворачивается здесь и сейчас, в новом времени и контексте. В тех чемоданах книг, о которых я писал в начале, была пара книг 30−40 годов, копии которых, в переиздании, были у меня на полке! Правда, в более приятной обложке!

Устаревание в вакууме не имеет смысла. Музыка устарела? Битлз устарели? Что звучит более старО — первый альбом Металлики или последний? Или так — Тайланд устарел? Звезды устарели? Воздух устарел?

Даже если оно все устарело, делает ли оно тебя более сложным или не делает — я бы спросил так.

@webholt

Байки из прошлого

Как я втягивался в чтение. Истории и байки:

  1. В мелком детстве я читал, потому что было страшно одному дома в темноте (почти) полярных ночей. Я так отключался. В 4 классе в местной библиотеке в разделе для малышей закончились все интересные мне книжки, родителям пришлось договариваться, чтобы пускали в раздел для средних. Появилась аура отвлечения.
  2. Летом я читал от скуки, потому что делать было нечего. Мы с сестрой тусовались у бабушки и дедушки на закрытой территории перед домиком типа дачи. Появилась аура развлечения.
  3. В старших классах для рефератов я подбирал книжки из издательства «Наука», которые почему-то не давали школьникам. Со мной ходил папа, брал книжки на себя и ждал часами, пока я читал и выписывал что-то в читальном зале. Появилась аура запретного благоговения.

Байки из будущего

Предсказывают, что как и везде при работе с информацией, понадобятся фильтры, и желательно в виде живых людей, которым можно аутсорсить и выбор книг, и выбор фильмов, и путь по траектории развития. «Киберленинка» умеет подбирать списки литературы для написания диплома, надо добавить приоритет и порядок чтения — и будет красота.

Также мне кажется привлекательной идея сетевого многопользовательского думания, идея обсуждения как книг целиком, так и глав, и абзацев. Что-то подобное делают в Roam Books.

Книжки можно будет дописывать, делать форки и версии, модифицировать под себя или под студентов. Книго-башня из книго-лего, собранная, скажем, за год, была бы более мощным делом, чем, скажем, реферат по теме, написанный за пару дней.

Конец

На этой идее приглашаю вас камментить текст, абзацы, тезисы в гугл-доке и растаскивать в твитер. Если нравится рассылка, то рекомендуйте друзьям или поддержите рублём.

Понравился пост? Больше — в почте и телеграме

Веду мейл-рассылку, присылаю письма с идеями и эссе. Подписывайтесь →

Веду телеграм-канал об обучении детей и взрослых. Подписывайтесь →