Свой опыт ВУЗа. 10 историй из начала 2000-х
Как и Петр — автор поста, который запустил эту волну воспоминаний, — я заканчивал в 2006 году МФТИ, физтех. Даже два высших одновременно, но второй диплом из бизнес-школы не получил, так как запорол курсовую. Знания из БШ использую и сейчас.
Пару дней на первом курсе мы учились натурально с 9 до 9, а по ночам делали отчеты по лабам. Такое напряжение приводило некоторых в дурку, некоторых в вытрезвители, некоторых в зависание в играх. Остальные выживали и получали навык быстро заботать все, что угодно.
Конкуренция дичайшая. Золотая медаль в местной школе меркнет рядом с олимпиадниками, которых половина. Шестнадцатилетний одногруппник с задней парты может брать интегралы в уме, а я что тут делаю.
То ли в шутку, то ли всерьез, говорили, что обязательными предметами были физкультура и английский. Из-за них выгоняли. Сейчас кажется, что это мудро.
При поступлении был этап собеседования, после которого можно было поступить с низким баллом или не поступить с высоким. Рандом и магия, описанные в книжках с научным юмором. Байка того времени:
— Вы зачем поступаете?
— У меня мама бухгалтер, а папа физтех. У мамы пришла проверка, она не может понять и справиться. Папа решил помочь, поботал три дня и все сделал. Я хочу так же.На старших курсах почти все работают, иногда, чтобы были деньги тусить или чтобы отдать долги, иногда, чтобы делать свои компании. Вокруг много физтеховских компаний, которые хантят студентов. С удивлением можно обнаружить, что на собеседованиях в не-физтеховские компании требования ниже, так как в физтеховских продолжается та же конкуренция (или интеллектуальный спорт, который и драйвит, и выжигает).
Да, при собеседованиях диплом физтеха дает очки и включает зеленый свет, отношение сильно меняется, и это как минимум приятно. Думаю, что работает то, о чем говорил Маск: человек за школьный период решил задачку поступления, затем закоммитился на 6 лет и решил задачку заканчивания ВУЗа.
Теорфиз-квантмех последних курсов, теорию функций комплексного переменного, программирование на С, радиотехнику, немецкий и много чего еще я не понял и не понимаю. Общую физику, линейную алгебру, матан, теорию чисел люблю и (кажется) в каком-то виде помню. Половина лекторов — выдающиеся. Половина семинаристов — парт-тайм недопедагоги. Любимыми курсами были буддизм как курс по выбору на первом и философия на пятом курсах.
Вокруг 90% понаехавших со всей страны — разных типажей, интересных, глубоких, талантливых людей, с которыми удивительно быстро находишь общий язык. С другой стороны, у многих перекос на недооценивание гуманитарного знания и слабые, так сказать, софт-скиллы. Зачем нужна самокритичность, если со школы тебя считают самым умным. Знаю, что многие дружат до сих пор, но у меня из института осталось совсем немного друзей.
Рекомендую ли поступать на физтех сейчас? Нет ответа: не знаю, что там сейчас, да и ответ в любом случае зависит от конкретного человека. Кого-то такая мясорубка закалит, кого-то разрушит. Тот же ответ на вопрос, нужно ли вообще куда-то поступать после школы.
→ «Студенты, которые боятся сложностей, на Физтех не поступают» — ректор МФТИ, РСМД

