Инструменты The Beatles

Давно хотел написать что-то про инструменты, и вот пришла пора

Весь декабрь я был под впечатлением документального фильма Get Back. Материал снят в 1969 году, когда The Beatles записывали альбом. Фантастический фильм.

Топ из 1969 года

Большую часть времени музыканты, одни из самых успешных и популярных в то время, дурачатся, играют каверы, подкалывают друг друга. Работают — много, много работают по расписанию и графику. Переживают драматические моменты ухода и возвращения Джорджа, принимают важные решения о концерте, записи, студии, бизнесе, снова дурачатся, читают новости о себе, потом каааак вынимают из какого-то бездонного кармана мелодии-тексты и превращают их в песни. Так подглядываем за творческим процессом и видим битлов живыми людьми. Часть юношеских мифов о битлах рушится. Фантастика!

Вот что еще привлекло внимание. Над записью работают лучшие техники и инженеры. Уверен, что битлам доступны самые современные на тот момент технологии. Запись производится на пленку и крутой восьмидорожечный аппарат. Но, блин, меня поразили микрофоны.

Неужели вот эти убогие поролоновые фитюльки — самый топовый хай-энд для 1969 года? Или иначе — а вообще есть ли разница, какие инструменты (не только гитары, комбики и электроорганы) использовать, если ты — The Beatles? Или иначе — если ты The Beatles, то будешь ли использовать только топовое и хай-эндное, или талант и так прорвется? Короче, давно хотел написать что-то про инструменты, и вот пришла пора.

Поиск инструментов как оправдание

Derek Sivers в гостях у Ali Abdaal рассказывает[1] интересное. Примерный заход такой:

Желание найти подходящее приложение для работы — враг продуктивности. Прислушиваться к советам о том, кто что использует, непродуктивно. Так вы начнете искать оправдание, чтобы купить какую-то программу, потому что кто-то ее использует.

Настоящие профессионалы не прячутся за инструментами. Покажите мне того, кто использует самый новый, навороченный, мощный комп, чтобы делать свое дело/искусство, и я покажу вам прокрастинатора. Настоящие профессионалы используют просто то, что под рукой. Любители занудствуют (nerd out) и на самом деле отвлекаются от работы.

Как я понял: поиск инструментов может подменять саму работу. Придумал задачу, нашел, попробовал, впечатлился, погрузился, обсудил, засомневался, пошел искать что-то еще — и повторить — работать некогда. С другой стороны, мне под рукой вроде как действительно нужен шустрый макбук и большой монитор. С другой стороны, в 8 классе я «прогал» дома в тетрадке и потом набирал программы в школе на убогих по сегодняшним меркам компах — и это был кайф и творчество. Короче, инструмент не виноват, если что-то не ладится.

Или карандаш

Система ради системы

Сложновато признаться самому себе, что иногда выбор механической клавиатуры, настройка супер-оптимального потока информации, редактирование формулировок в старом ненужном посте — это такой, может быть, вид приятного времяпрепровождения, но не более. Если не следует действий, если не меняется поведение и привычки — тогда это просто такое хобби. И это ок.

Мой пример — вечное перетрясание сохраненного «на потом». Ох, в прошлом году такую миграцию из Покета провернул! Читать не стал, но красоту навел, отдавая себе отчет в кайфе от процесса, по типу Кощея, чахнущего над златом. Остается только удалить. Или скормить нейросетям, чтобы сразу получить конспекты.

Кто-то писал в твиттере: когда покупаешь себе блокнот с крафтовой бумагой, ааафигенную ручку, чтобы делать великолепные заметки, то сталкиваешься с проблемой — страшно не соответствовать, а поэтому и не начинаешь. Вот когда делаешь почиркушки на клочке листочка в клетку, то как-то ладится и записывается.

Я верю, что существуют люди, которые отладили системы управления информацией, построили продуктивные связки приложений, что есть гуру Building a Second Brain техник, проштудировавшие Зонке Аренса. Просто мне это идеальное состояние (пока) недоступно, и это ок.

Я восхищаюсь умением, но не верю в воспроизводимость и копируемость таких систем. Вдохновиться — ок, а перенять стек как есть — вряд ли получится. Разбираться в принципах — ok, строить систему ради системы без понимания — вряд ли надо.

И вообще, см. выпуск 35 «Система ради системы».

В продолжение тезиса о невозможности и бесполезности копирования чужих систем, расскажу о своей системе, чтобы дать бесполезный совет.

В таких схемах много смысла, но они меня пугают (схема Dena Doolin)

Система в несистемности

Я использую все эти любимые штуки, от случая к случаю, когда чувствую подходящий контекст.

Ну, например. В момент, когда наступает перегруз обязательств прямо сейчас — хватаю листочек в клеточку из тетрадки и записываю все подряд. В момент, когда перегруз дел в перспективе нескольких дней — записываю в заметочник и переписываю через пару дней, и переписываю через пару дней. Когда не успеваю — включаю таймер контроля времени: сколько минут сижу в твиттере, сколько уходит на текучку, сколько на стратегию. И потом отпускает. И потом повторяется.

Когда вообще полный бардак — сиди и пиши просто все, что на душе лежит.

В момент, когда захватывает идея, задвигаю планы и туду-листы, и отдаюсь как бы проходному и неважному делу с кайфом и уважением. И потом повторяется.

В момент, когда выжат, иду спать. Все сдвигается, и потом повторяется.

Сон прыгает, приоритеты прыгают, фокус прыгает. План в том, чтобы действовать по ситуации, а не строго по ритуалам, календарю, списку. Нет никаких железных «каждый вечер я …» или «мое магическое утро начинается с …». Вот и рассылка выходит на месяц позже внутреннего дэдлайна, но это вроде норм.

С другой стороны, в масштабе 3−5 лет такие «подходы к станку» выглядят как система. На мета-уровне ведь понятно, что неприятности как-нибудь да преодолеем, что-то придумаем, заботаем, разрулим и используем в следующий раз.

Например, каждый день сын идет спать и часто не хочет перед этим мыться. Очевидно, что спать он пойдет — чистым или грязным. Я не знаю, какой заход будет сегодня, чтобы без напряга пойти мыться — будем ли менять насадки для душа, делать переводки на руки или проверять, плавает ли яблоко. Я не знаю, избежим ли мы с ним напряга вообще. Но я знаю, что спать он пойдет, с одной стороны, потому что это правило, а с другой стороны — через выдумки и возможности, которые есть именно сегодня.

В связи с системами инструментов у меня есть вопрос, на который нет ответа: что, типа, лучше — использовать неэффективные инструменты регулярно, каждый день, четко и по расписанию, или использовать эффективные инструменты, но иногда. ХЗ.

Антон Мельников в твиттере

Что использую

После обозначения тезисов, что инструменты не важны, что слушать советы не нужно, что важнее текущие задачи и большая картинка в голове, настало самое время перечислить и даже порекомендовать приложения и сервисы. Выписал те, что открываю хотя бы раз в год, указал платность. Часть сервисов получаю бесплатно/со скидкой из-за физтеховского мейла в домене .edu или как учитель. Сделать большой обзор не хватит сил (да и не нужно), могу рассказать подробнее по запросу.

  • Делишки: Todoist (₽), Trello, Weekdone, Monosnap (₽), Polymail (₽).
  • Тексты: Joplin, Bear (₽), Evernote (₽), LogSeq, Roam Research (₽), Notion, AlfRead (₽), Pocket, Bookmate (₽), BBedit, Sublime Text.
  • Облака: Google Drive (₽), Dropbox, iCloud, Яндекс. Диск и даже облако Мейл.ру на терабайт.
  • Стриминг: YouTube (₽), iMusic (₽), Spotify (₽).
  • Приложения по подписке из Setapp все еще торт: ForkLift, AdGuard, Bartender, BetterTouchTool, CleanMyMac, iStat Menus, Renamer и пр.
  • И все остальное в кучу: 1password (₽), CyberGhost VPN (₽), Brave Browser, SideKick, Adobe (₽), Toggl, Loom, Kap, AutoSleep (₽), Focusito, Tilda (₽), Papers (₽).
  • Пробовал, но нет: Workflowy, Drafts (₽), Ulysses, Obsidian, RemNote, Craft, Walling, Athens Research, Things (₽), TimeStripe, Columns, Superhuman (₽).

Как после такого зоопарка советовать что-то осмысленное под чьи-то абстрактные задачи? Я хз. Невоспроизводимость.

Да, мне нужны все эти инструменты. Да, мне нужен шустрый макбук. Дерек Сиверс говорит, что набирает свои тексты просто в консоль в текстовом редакторе. Неужели этого достаточно, неужели он не лукавит. Может быть, чем яснее мыслишь, тем проще может быть инструмент? В конце концов, что было доступно какому-нибудь Льву Толстому — бумага и чернила, и ничего же. Откуда сейчас такая нужда в инструментах?

Вот, как поясняет Левенчук[2]:

В мышлении человек прорывается по сравнению с животным миром за счёт использования инструментов, а не только за счёт использования голого мозга. Голыми руками человек не работает, работает с инструментами. Голым мозгом человек не думает, думает с инструментами.

Выводы по Левенчуку? Дерек Сиверс — животное!

Капитанские наблюдения и открытия около софта

1. Теперь все в браузере (и облаках)

Видеозвонки, убрать фон с картинки, отретушировать фотку, трекать время задач, вести списки, хранить фото. Клянусь, что имея подписку Adobe, пользуюсь бесплатным «фотошопом в облаке» Photopea. Браузер как ежедневный инструмент имеет значение, поэтому советую посмотреть на SideKick (крутой, но нет мобильного приложения) и Brave. Обратная сторона удобства работы в облаках: несовместимость облаков или отсутствие синхронизации на дивайсах разных систем — это боль. Если обобщить, то хранение и извлечение обычных ежедневных данных надо бы настроить.

2. Эра изобилия

Слоган третьего айфона «There’s an App for That» продолжает жить. Только не в айфоне. Под большие и малые задачи можно нагуглить: как прямо сейчас использовать сервис на ИИ для фото и видео, как улучшить текст, как включить среду разработки и начать кодить прямо на VPS, как почистить контакты твиттера или старые посты в ФБ за несколько лет, как скачать методичку, выпущенную на печатной машинке в 1980 году. Если обобщить, то ты сформулируй, чего ж тебе надо, и умей гуглить. Оба навыка — формулировать и гуглить — надо прокачивать.

3. Сетевой эффект

Кажется, что задачки теперь совсем-совсем не живут изолированно. Теперь думаешь, что будет до и после задачи, кому показать-рассказать, куда выложить. Кажется, что и приложения-сервисы не живут изолированно — люди из сообществ вокруг продуктов дают идеи развития, пишут плагины или устраиваются на работу в компании, чьими продуктами пользуются. Продукт не отделяется от сообщества, как и результат твоего труда не отделяется от сообщников. Если обобщить, то узлами в сети решения задачек могут быть и инструменты, и коллективы, и индивидуальные персонажи, и ты сам в прошлом или будущем.

4. Tools for Thought

Их стало миллион, столько мыслей нет на такое количество инструментов. Этот пост я пишу в Roam Research, я его обожаю и пока принимаю как есть. Однако, в LogSeq я начал вести более структурированные проекты и благодаря легкой системе паблишинга могу копить и поделиться, например, базой знаний для учителей, или вот сравните проект о прослушивании 1000 песен в виде сайта и в виде типа-википедии.

Ссылочные заметочники меняют мышление. Становится тесно жить в рамках длинных описаний гугл-доков. Становится привычным писать черновики нелинейно и сразу в разных частях. Становится обычным не ждать результата сразу, а ловить накопительный эффект, когда вкладываешься в свои заметочки. И самое офигенное, когда одна и та же идея под разными углами в разных контекстах, наконец, раскрывается. Однако, повторюсь, если заметочки не приводят к решениям, которые влияют на будущее, то это не мышление, а хобби.

5. Польза переездов

Смена инструментов не так уж бессмысленна. Во-первых, можно будет поддержать разговор, какие в Обсидиане офигенные плагины и как быстро стал грузиться Roam. Во-вторых, иногда это просто адекватно (кто пользуется Скетчем после Фигмы?). В-третьих, мне нравится перенос данных потому, что по дороге что-то «само» теряется, отфильтровывается, отшелушивается, к чему я и стремлюсь. Присмотритесь к Joplin и LogSeq.

6. Подписки на месяц

Совет Фёдора Борщёва[3], который стал использовать:

Почти всегда, когда производители софта предлагают купить месячную подписку на софт, нам предлагают сэкономить 20%, оплатив сразу на год. Почти всегда это пустая трата денег.

Окей, но что там с микрофонами

Я спросил трех доступных мне экспертов по звуку насчет поролоновых шариков, выдающих себя за микрофоны.

  1. Петя сказал, что в такой форме, делают, например, супердорогие микрофоны для оперных певцов, чтобы не мешались на сцене. Прислал ссылку на микрофон Schoeps RC Set Singer размером с перепелинное яйцо и стоимостью 250 тысяч.
  2. Ваня сказал, что нормальная голова может поместиться и в такой шарик. У современных динамических микрофонов толстые ручки, а если их развинтить, то окажется, что весь микрофон в голове, а в ручке пусто или батарейки. Тут просто ручки нет. Может быть, в 1969 было то же самое.
  3. Антон сказал, что это похоже на AKG C 30, редкие экземпляры сейчас и скорее всего стоят очень дорого. И Антон был прав: AKG C30 was used from the early days but is best remembered from the Roof Top Concert.

Какие выводы? Мелкая поролоновая хрень оказалась не такой простой штучкой. Обычное свойство неведомых хреней.

Возвращаясь к Битлз

Леннон в одном интервью говорит: «В 25 я уже решил, что не хочу петь She Loves You в 30 лет».

Знаете, есть «Планируемое устаревание». Глеб Калинин, например, использует понятие так: его сообщество планирует дату устаревания каждые 3 месяца, оставляя за собой право продлевать его существование ещё на 3 месяца.

Леннон говорит о чем-то вроде «планируемого нестарения», отказ делать то, что делал до этого. Преодолевать инерцию.

И кайф в том, что ты в 2022 году знаешь ответ, как они будут не стареть! Знаешь, какими будут сольные альбомы, каким бриллиантом станет Джордж, какая судьба будет у фильма.

Я смотрю, как битлы меняются инструментами, дурачатся, приводят жен и детей, как наряжаются, играют словами, вежливо обзываются как дворовые парни, любят и заботятся друг о друге, бесконечно курят и поют в поролоновые микрофоны. Все это жутко интересно по одной причине — ребята выдают гениальный продукт, и поэтому интересно смотреть за процессом. Мы тут разбираем под микроскопом микрофоны Битлз только потому, что продукт — есть. Можно сколь угодно долго копировать чужие песни (как делали Битлз, когда играли каверы), но в один прекрасный момент тебе необходимо начать писать свои. С любым микрофоном под рукой.

Ссылки для глубины

  1. Derek Sivers в гостях у Ali Abdaal, видео, английский язык, почти 2 часа, 2020 год.
  2. «Мышление письмом/моделированием», текст, русский язык, 2020 год.
  3. «Годовая подписка — обман», телеграм-канал, русский язык, 2020 год.

Новости одной строкой

  • В школе с выпускниками пробуем попасть на собеседования по поводу стажировки в какую-нибудь компанию (и потролить эйчаров)
  • Медиа Педсовет прирос учебным центром, а я работой директора по продукту (и есть вакансии)
  • Закрыл ипотеку, построили стеллаж для Великого Книжества, установили сушилку для белья, купил барабанные палочки и микрофон Tula Mic (и это супер)
  • Наша собака Ляпка постарела и увядает (и это грустно)
  • Привился и кажется так и не болел (но сегодня 37.5)

Понравился пост? Больше — в почте и телеграме

Веду мейл-рассылку, присылаю письма с идеями и эссе. Подписывайтесь →

Веду телеграм-канал об обучении детей и взрослых. Подписывайтесь →