Markus Popp и Oval — возвращаются

20 ноября 2010 (обновлено 21 декабря 2017)

Markus Popp и Oval — возвращаются

Сегодня Markus Popp и Oval в «Доме». Давно я так не ждал концертов.

Маркус Попп, более известный под именем Oval, после почти десятилетнего молчания выпустит свой новый EP на лейбле Thrill Jockey. Пластинка называется «Oh» и состоит из 15 треков. На лейбле гарантируют, что новые треки Маркуса наполнены той самой уютной атмосферой, органическим звуком, за который мы и любим Oval. Маркус Попп: «После всех этих лет молчания и изоляции я хотел попробовать записать по-настоящему „живую“ музыку... Ушли годы на то, чтобы я смог отстраниться от технического аспекта написания музыки, новые треки почти полностью записаны вживую. Я мечтаю, чтобы этот проект развивался, как настоящая группа.» // Апрель 2010, lookatme.ru

До этого события интернет не баловал нас информацией о Маркусе Поппе, приходилось довольствоваться парой жалких статей на английском и одной (но какой!) статьей Горохова, датированной 2000 годом. С этой гороховской статьи и «Овала» для меня многое началось — электроника из разряда непонятной искуственной музыки стала объектом любви на долгие годы.

Процитирую высказывания того времени:

OvalProcess — это не столько музыка, сколько модель нового отношения к технологиям, стандартам и нормам компьютерного дизайна. /.../ Я имею в виду стандарты саундфайлов, которые делают возможным перенос аудиоинформации из программы в программу. Это тот интерфейс, с которым я работаю... стандарты аудиофайлов. И, среди прочего, они делают иррелевантной проблему содержания музыки... идеи, в ней якобы заключённой. Нет ничего более бесполезного, чем представление о том, как могла бы выглядеть законченная вещь... просто потому что этого невозможно добиться. Кроме того, любое маленькое воздействие на аудио-файл — а их тысячи — в принципе, могло бы быть каким-то другим, а это привело бы к иному результату. Категория «саунд» не имеет для меня никакого значения. /.../ Можно сказать, что иногда я выступаю в роли дизайнера, иногда — оператора. Да, я могу три месяца обрабатывать аудио-файл, применяя какой-то Plug-In, но это не имеет отношение к интуитивному обращению с материалом. /.../ Полученная тобой [на синтезаторе]музыка вовсе не будет принадлежать тебе, она заложена и запрограммирована в пользовательском интерфейсе системы, в которой ты работаешь. /.../ Никто, кто работает в сфере визуальных медий или дизайна, никогда не осмелиться бы на такой шаг — запустить в обращение результат тестирования какой-то всем известной программы . Но в музыке — это обычное дело, это норма. Это — трагедия и невероятная по своим масштабам ошибка. То, что называют творческой деятельностью — на самом деле лишь экскурсия по заложенным в приборе возможностям. Ты идёшь между полками, хватаешь правой и левой рукой, что на них разложено, а в конце концов хочешь ещё залезть и в кассу. // Андрей Горохов, 2000

В те времена музыканты позорно клеймили его программистом. Речь Маркуса малопонятна, как и концепция, которую он объясняет, интервью изобилуют техническими терминами. Он очень сильно напирает на то, что в создание музыки не отличается от работы инженера или дизайнера, что музыка — результат тестирования программ — ни больше ни меньше. Для воплощения своих творческих идей, то есть для работы с нужным ему «интерфейсом», Марскус создал (буквально — запрограммировал) свое приложение для мака — OvalProcess. Чтобы потом музыку в стиле Oval мог делать кто угодно.

Примерно так это выглядело:

 

Мне нравятся люди научной среды, которые пришли в музыку. Особенно математики и естественно-научники. Вот, наверное, почему: такие ученые, которые совсем уж ученые, понятно, что познают мир — своими средствами — формулами, микроскопами, опытами, расчетами, наблюдениями. Только выплеснуть это познание удается в те же формулы и микроскопы, в нечто непонятное. Другое дело — выплескивать в музыку, с расчетом, а не по неведомому душевному порыву. А может, математики с физиками просто ручки на синтезаторах умеют лучше крутить.

Наш чокнутый программист не любит слово «музыка». Результатом его деятельности является Output, вместо «музыки» он также употребляет слова sonic outcome и audio.

Главное преступление в электронной музыке — это сам термин «музыка». Во всей электронной музыке понятие «музыки» является чистой абстракцией, музыка — лишь метафора в программном обеспечении. /.../ Говорят, что создавать музыку на компьютере — это как рисовать с помьщью звука... Ни хрена! Нужно быть точным, насколько это возможно. // Pulse! magazine, декабрь 1996

Oval основывается на нескольких вещах, все из которых очень слабо связаны с музыкой, так как музыка это вообще что-то из курса для начинающих в цифровых медиа. /.../ Те стандарты, что применяются в операционных системах вроде Виндоус или Макинтош, влияют на конечный результат гораздо больше, чем любая экспериментальная парадигма. Я бы сказал, что форматы файлов или протоколы или стандарты обмены файлами или взаимозаменяемость стандартов — все это более интересно, чем любой экспериментальный подход. /.../ [При создании]происходит эволюционный процесс — как нечто будет звучать, как будет развиваться, что получится, и я думаю, что «дизайн» — гораздо более подходящее слово, чем «композиция» или термин из музыки. // Disquiet, август 1997

Ovalprocess существует и в виде «твердой» версии — она называется Skotodesk и представляет из себя ящик с расположенным внутри компьютером Макинтош и колонками. Skotodesk можно увидеть например в берлинском Sony-центре, где каждый может с его помощью поупражняться в создании музыки Oval. Новая концепция электронного звукопостроения вызвала большой интерес. Использование необычных цифровых звуков и возведение ошибки в ранг творящей единицы создавало новое обширное пространство для деятельности. Прогрессивный германский лейбл Mille Plateaux начал выпуск сборников под названием «Clicks and Cuts», на них были представлены артисты передового направления в электронной музыке — Oval, DAT Politics, Pan Sonic, Kid606, Vladislav Delay и многие другие. // cjcity.ru, май 2006.

Посмотреть на тот SKOTODESK теперь можно благодаря оцифрованным старым журналам на books.google.com. Эту штуку собиралась купить корпорация Mattel. По другим данным, ее использовали в Alleged Galleries, и это единственное воплощение того самого программного обеспечения Oval, по крайней мере до версии для PC руки точно не дошли (Village Voice, декабрь 2000).

Создание такой штуки — был мой персональный вызов, создать не музыку, как концепцию или категорию, а составить что-то из элементов, которые по одиночке, по своему происхожеднию никогда не сошли бы за музыку. // vh1.com, сентябрь 2000.

Цель Ovalprocess — сдвинуть фокус внимания к другим вопросам, потому что бессмысленно обсуждать электронную музыку в эпоху Powerbook в терминах Музыки (с большой буквы «М»), которые существовали раньше. Мне не интересно делать вид, что я сочинял эту электронную музыку, как будто я сочинял пьесы для фортепиано. Даже если музыкальный результат показывается на сцене, или если он распространяется и продается на компакт-диске, по-прежнему невозможно изолировать его от программного обеспечения, которое используется для создания этой музыки, потому что электронная музыка, что существуюет на сегодняшний день, в большой степени зависит от возможностей, которые реализованы в программном обеспечении. Музыкальный результат в очень высокой степени зависит от используемых приложений, и, следовательно, нужно сместить фокус внимания. Я предлагаю Ovalprocess как программный инструмент, который является интерактивным, с визуальным интерфейсом и прямым откликом. /.../ Любой может определить мою музыку в иррациональных терминах, вроде, «атмосферная». Но чтобы быть честным, я должен сказать, что я не композитор, а бета-тестер, как и все сейчас. // soundonsound.com, октябрь 2002

Этот момент в биографии Oval и Маркуса Поппа меня поражает больше всего. Между тем, этот человек-оркестр еще участвовал или до сих пор участвует в таких минимал/эмбиент/экспериментал-техно проектах, как So, Lithops, Microstoria и Mouse on Mars, каждый из которых заслуживает отдельного внимания.

Новый EP и альбом похожи и не похожи на все, что было до этого. Мне кажется, что Маркус все-таки стал больше композитором, чем бета-тестером, вернее, позволил себе себя так считать, потому что похоже только у него было такое мнение. Меньше теории и просчета, больше импровизации. Меньше компьютеров при создании и исполнении.

Альбом «Oh» был полностью продан еще в предзаказе. После почти десятилетнего молчания, Маркус Попп, легенда лэптоп-музыки, отстранился от деконструктивной электроники (имеется в виду, раскладывание на части, глитч — wikipedia). Вместо этого перед нами предстает состоявшийся музыкант, со своим узнаваемым вкусом «свободной» музыки, в самом хорошем смысле этого слова. Заметьте, что мы говорим не об еще одном лэптоп-продюсере, который нанимает кучу музыкантов для редких живых выступлений, а о человеке с настоящим талантом к импровизационной музыке в своей, Овал-манере. Новый тщательно продуманный EP настолько отличается о всего что было прежде (это там гитары? живые барабаны?), что проще перечислить то, что осталось неизменным: в новых треках присутствует та же органическая успокаивающая атмосфера, которая сделала предыдущие треки и ремиксы классикой. Особенно интересно как Попп соединяет живые инструменты со своим своим чувством абстрактной, угловатой электроники. И новое звучание настолько эмоционально и динамично, что бессмысленно задаваться вопросами, что важнее — запрограммированный звук или живой, акустический или электронный, запись или импровизация. // thrilljockey.com, 2010

Oval «O» (Thrill Jockey, 2010). неожиданно впечатлил новый овал. до этого момента маркус попп для меня относился к категории музыкантов, которых я всецело уважаю, но любить не люблю. невозможно не признать, что в плане техники он действительно сделал удивительное открытие, применив к музыке весь этот глитч, но его классические диски для меня были скорее дизайнерскими экспериментами, а не музыкой. за десять лет мы с маркусом двинулись навстречу друг другу — с одной стороны у меня (ну видимо как и у всех) заметно понизился порог восприятия авангардной электроники, а маркус кажется придумал как на своих хитроумных изобретениях наконец сыграть музыку. в этом смылсе «o» мне напоминает последний альбом autechre — с одной стороны здесь есть вся эта авангардность, сложность форм и джазовая безуминка, с другой — за всем этим отлично видны (а часто и не особенно скрываются) вполне четкие традиционные музыкальные структуры, гармонии и мелодические ходы. у овала по сравнению с autechre музыка более живая — тут слышно и препарированную акустическую гитару, и кое-где даже настоящие ударные, настукивающие вполне себе качающие петли. к органике примешан синтетический звук начала «нулевых» — то ли nord modular, то ли (скорее всего) извраты на max/msp. единственный, пожалуй, минус — длится все это безумие больше двух часов, поэтому прослушать от начала до конца эти 70 треков попросту невозможно. в этом смысле куда более целостной и удобоворимой выглядит ер-шка «oh», вышедшая как раз перед альбомом. // Nick Zavriev, 2010

За последние три года я раз 10 садился написать что-то про Oval, камень с плеч, с легким сердцем — на концерт.

[Update 2014]

Автор проекта Oval, интеллектуал от электронной музыки, рассказывает о том, как он два десятилетия заблуждался. У меня появились новые возможности синтеза, впервые позволившие создавать звуки, сравнимые со звуками настоящих акустических инструментов. И это принципиально другой подход по сравнению с сэмплированием. Сегодня физическое моделирование способно учитывать всю микродинамику, все нюансы звуков, скажем, рояля или акустической гитары. И, конечно, у этого софта намного больше возможностей, чем такое подражание, но главное — у него гораздо больший потенциал экспрессии, чем у старых синтезаторов. После того как я осознал все эти новые возможности, понял, что теперь могу делать музыку совсем по-другому, осознание того, что я вообще-то могу быть композитором, было уже вопросом времени. В смысле, теперь я мог делать «настоящую» музыку. // colta.ru

Поделиться
Отправить

Понравился пост? Больше — в почте

Раз в неделю в письме присылаю идеи и эссе по важным для меня темам: полезные вопросы и принципы, слова и действия, маленькие шаги, провалы, восприятие себя, знания и информация, смелость, книжки. Подпишитесь: