Селлаут? Как посчитать степень «продажности» артиста?

20 октября 2007 (обновлено 21 декабря 2017)

Селлаут? Как посчитать степень «продажности» артиста?

На сайте Washington Post был опубликован метод вычисления «коэффициента Moby» для подсчета «продажности» артиста. Стоит оговориться, что речь идет исключительно об использовании музыки в рекламе.

«Уравнение Moby»

«Уравнение Moby» названо в честь Moby вот почему: в конце 90-х Моби открыто хвастался, что продал каждый трек альбома «Play» для рекламных компаний, телевидения или для саундтреков к фильмам — более 100 000 лицензий, что принесло ему более 1 млн. долларов и, в свою очередь, помогло продать 7 млн. копий альбома. Формула для вычисления взята с потолка неким математиком, все параметры, входящие в нее, являются оценочными величинами от 1 до 10.

«Уравнение Moby»
«Уравнение Moby»

Что учитывает формула

— степень разрыва между заказчиком рекламы и идеями рок-н-ролла (Wall-Mart — 7, Apple — 4);
— степень откровенности песни, насколько песня трогает душу («Imagine» — 10, «Disco Duck» — 1);
— степень нонконформизма исполнителя, андеграундности и прочего панка (Rolling Stones — 10, KC & the Sunshine Band — 5);
— репутация артиста (Bob Dylan — 10, Justin Timberlake — 5);
— благосостояние артиста (Paul McCartney — 10, Pearl Jam — 7);
— время, прошедшее с момента популярности (5 лет — 5, 60 лет назад — 10).

Результаты вычислений «коэффициента Moby» для Clash, Ramones, Led Zeppelin и других
Результаты вычислений «коэффициента Moby» для Clash, Ramones, Led Zeppelin и других

Подставляя различные группы и песни можно заняться вычислениями, закидывать группы тухлыми помидорами, считать бешеные бабки в чужих карманах, обоснованно плевать артистам в лицо и кричать в спину «Продались!» Или высказывать респекты. Чудесный инструмент, не правда ли?

Реакция из комментариев к статье

— Классические рок-артисты были вовлечены в политику: война во Вьетнаме, антивоенные акции, гражданские права, окружающая среда — и прочее. Не могу понять, как они могли для зарабатывания денег пойти на поводу у корпораций.
— «Ягуары» — для стариков, также как и Clash.
— Причем здесь число Пи? Значение Пи равно 3,1415926…, а не 3,1417, грамотеи.
— Рок-артисты не являются теперь культурными лидерами, как это было в 60-70-е, когда нужно было быть вне мэйнстрима.
— Да кто эти так называемые «селлаут»? Три четверти Ramones мертвы, Sony Mysic владеет правами на большую часть записей Боба Дилана и Clash. Не сомневаюсь, что Джо Страммер переворачивается в гробу от того, как была использована его музыка.
— Может быть, это новый тренд? Что плохого в грамотных шагах навстречу к бизнесу?
— Да, Моби продал свои песни в саундтреки к фильмам, но фильмы — это тоже искусство. Более того, для использования в независимом кино Моби отдает треки бесплатно.
— Том Уэйтс не продался и никогда не продастся! И Нил Янг!
— Doors продали права на «Light My Fire» компании Форд тогда, когда Джим Моррисон был еще жив.

Комментарии на Metafilter

Изобретение такого инструмента для четкого разделения на «продажных» и «честных» артистов не могло не вызвать волну обсуждения в интернете. Например, на Metafilter.com:

— А нафига там корень и число Пи? Для крутости?
— Реклама становится все лучше, и я рад, что артистам платят. И плевать мне на мнения критиков.
— У моего знакомого есть знакомый — старый рок-артист. Сейчас он отошел от музыки, записей, концертов. Его это не интересует. В прошлом году он заработал 1 млн. долларов, лицензируя использование музыки. Пару раз в месяц ему звонит менеджер и говорит, что надо подписать бумагу и получить свои 100 000. Он так и делает. А потом идет на рыбалку.

История Apples in Stereo

В обсуждении возникает ссылка по теме на статью New York Times 2001 года: Advertisements for Themselves. В статье участники группы «Apples in Stereo» рассуждают о том, что значит для музыканта «продаться». В 1999 году их группе предложили $18 000 за использование трека «Strawberryfire» в рекламе, и они согласились. Обогатились? Продались? В то время группа давала около 100 концертов в год, зарабатывая $250-2500 за концерт, что еле покрывало расходы на дорогу.

Трек «Strawberryfire» в качестве «дешевой» альтернативы выбрал молодой менеджер компании Sony Тим Барнс, хорошо ориентировавшийся в андеграундной культуре. Благодаря таким людям у неизвестных групп по сути появился шанс прославиться. Участники группы рассуждают так: «Каким бы ты панком не был, ты продаешь записи, мерчендайзинг, на твоем сайте висит реклама. Так в чем разница, если отдать лицензию на свой трек? Это уж лучше, чем лизать задницы большим лэйблам/радиостанциям или пахать на работе, чтобы не оставалось сил заниматься музыкой». От группы отвернулась часть фанатов, но некоторые считали продажу песни успехом.

История Ника Дрейка

Идея статьи в том, что участвуя в рекламе можно прорекламировать самих себя. Так, в 2000 году Volkswagen использовал в телевизионной рекламе трек «Pink Moon» английского фолк-рокера Ника Дрейка. В течение следующего месяца было продано больше пластинок Ника Дрейка, чем за предыдущие 30 лет. Для изготовления рекламы Volkswagen нанял людей, делавших клипы таким группам как Korn, Smashing Pumpkins и RHCP.

Ссылки

— Washington Post: How to Calculate Musical Sellouts;
— New York Times: Advertisements for Themselves;
— Nick Drake @ Wikipedia;
— Moby: бесплатная музыка для кино;
— Ramones в рекламе пива: видео и аудио;
— Iggy Pop в рекламе;
— Madonna в рекламе, 8 млн долларов за участие;
— Тараканы! в рекламе Snickers, 1998 год.

Поделиться
Отправить

Понравился пост? Больше — в почте

Раз в неделю в письме присылаю идеи и эссе по важным для меня темам: полезные вопросы и принципы, слова и действия, маленькие шаги, провалы, восприятие себя, знания и информация, смелость, книжки. Подпишитесь: